Пять древних ритуалов, которые изменят вашу жизньМария Селиванова
Народы, относящие себя к буддистам, по-разному называют Новый год. У бурятов это Сагаалган, у калмыков — Цаган Сар, у жителей Алтая — Чага Байрам, в Тибете — Лосар. Но везде первый лунный день первого весеннего месяца означает приход весны и начало нового года. В этом году в европейской части России новолуние приходится на 28 февраля, в азиатской — на 1 марта. Как отмечают этот праздник в Бурятии и Калмыкии, что дарят, едят и какие обряды проводят — в материале РИА Новости.
Законный выходнойДля бурятов Сагаалган — одно из самых главных торжеств. «С 1990-го первый день Белого месяца — официальный выходной в Бурятии, Забайкальском крае, Агинском и Усть-Ордынском Бурятских округах», — рассказывают в пресс-службе иркутского Центра культуры коренных народов Прибайкалья. В этот день — массовые гулянья и большие концерты.
Участники народного танца-хоровода ехор на празднике Сагаалган © РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкК Сагаалгану готовятся заранее — делают генеральную уборку, избавляясь от ненужных вещей, что считается способом устранить прежние неудачи. Очищение огнем — также важная традиция, окуривают всю семью и дом. Раньше женщины шили наряды, мужчины обновляли коновязь, а собакам меняли ошейники.
Церемония обряда очищения Дугжууба © РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкВ последний день старого года у буддийских храмов проводят обряд духовного очищения. Сперва принято очищать тело кусочком теста из муки и чистой воды без добавок. Считается, что в него переходят негативные мысли, порча, болезни. «Тесто сначала прокатывают по лбу, чтобы не было дурных мыслей, затем вокруг рта, собирая нехорошие слова, далее по груди — для очищения души — и в ладонях, как бы наматывая на тесто неблаговидные поступки», — объясняют эксперты.
Девушки в национальных костюмах на праздновании Сагаалгана.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк
Артист национального государственного театра "Амар сайн".
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк
Верующие касаются молитвенных мельниц на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".
© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанк
Во время праздничного молебна об очищении души.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк1.
Девушки в национальных костюмах на праздновании Сагаалгана.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк 2.
Артист национального государственного театра "Амар сайн".
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк 3.
Верующие касаются молитвенных мельниц на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".
© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанк 4.
Во время праздничного молебна об очищении души.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкИз теста формируется фигурка — табалан, которую нужно завернуть в бумагу, принести в дацан и сжечь в специальном костре. С дымом уходят все невзгоды прошлого. Похожий обряд есть и у калмыков.Угощения и подаркиГлавные еда на столе — из молока и мяса. Молочная пища — символ благополучия в наступающем году. Почетным блюдом служили отварная баранья голова или грудинка. Конечно же, делали буузы, пельмени, саламат — из сметаны и муки, варили бухлер — традиционный суп из баранины.
Национальная еда на праздновании буддийского Нового года© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкХозяйки готовили уураг (молозиво), айрхан (сухой творог), тараг (простоквашу), айраг (кислое квашеное молоко), сушеные пенки и другие изыски. Праздничная молочная водка подавалась только тем, кому за 50. «Эти уважаемые люди, воспитавшие детей и поставившие свое хозяйство, могли себе позволить расслабиться именно таким способом», — уточняют специалисты.Мужчинам на Сагаалган часто преподносят хадак — церемониальный шарф, женщинам — шелковые платки, а пожилым — зажженные трубки с табаком.
Детский музыкальный коллектив в поселке Могойтуй© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкДарить можно продукты, сладости или деньги, фигурки животных — символы года из войлока или дерева, детям — деньги и игрушки.В первый день Белого месяца младшие члены семьи навещают старших, говорит гид по Улан-Удэ Надежда Мухачева. И добавляет: «Все поздравляют друг друга, угощают белой пищей и желают благополучия».
Жители города Улан-Удэ исполняют национальный танец "Ехор".
© РИА Новости / Марк АгнорПерейти в медиабанк
Национальное угощение на праздновании буддийского Нового года.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк
Ритуальные молебны призывания удачи и благоденствия, церемонии подношения белой пищи и окропления земли молоком.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк1.
Жители города Улан-Удэ исполняют национальный танец "Ехор".
© РИА Новости / Марк АгнорПерейти в медиабанк 2.
Национальное угощение на праздновании буддийского Нового года.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк 3.
Ритуальные молебны призывания удачи и благоденствия, церемонии подношения белой пищи и окропления земли молоком.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкСчитается, что эти праздничные пожелания имеют особую силу и, как правило, сбываются.На второй день года принято вывешивать хий-морин — цветные флажки, их еще называют «Конь ветра». Ветер помогает коню унести на небо написанные на ткани просьбы.Весну встречал сусликЦаган Сар — в переводе с калмыцкого «Белый месяц». «С этим цветом ассоциируется все чистое, светлое и доброе, — объясняет гид в Элисте Александр Базыров. — Даже пожелание есть: «Белой тебе дороги», то есть удачи. Молоко — тоже белое, и потому отношение к нему особое, почтительное».
Элистинский хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни».© РИА Новости / Григорий СысоевПерейти в медиабанкЦаган Сар для кочевого народа означал конец холодной зимы с пронизывающими ветрами и снежными заносами. Скоро зазеленеет трава и скот можно выгонять на пастбища. В эти дни после общепринятого приветствия местные обычно задавали вопрос: «Хорошо ли перезимовали?» На что звучал ответ: «Все хорошо, скот тоже без потерь перезимовал», рассказывают в Агентстве по развитию туризма Республики Калмыкии.
Дикий суслик на острове Татышев посреди реки Енисей© РИА Новости / Илья НаймушинПерейти в медиабанкУ калмыков есть предание: природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика. «Многие ходили в степь проверить и убеждались: так оно и есть, суслик вылезает из норки», — отмечают эксперты.Подготовка к праздникуК празднику прибирались в доме, устраивали большую стирку. Женщины надевали на косы красивый шиврлг (чехлы), которые шили из черного бархата. Детей наряжали, одаривали лакомствами, давали деньги.
Паломники у Иволгинского дацана в Бурятии.© РИА Новости / Валерий МельниковПерейти в медиабанк
Дары на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".
© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанк
Участница празднования буддийского Нового года.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк1. Паломники у Иволгинского дацана в Бурятии.© РИА Новости / Валерий МельниковПерейти в медиабанк 2.
Дары на территории буддийского храма "Дацан Гунзэчойнэй".
© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанк 3.
Участница празднования буддийского Нового года.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкИз сундуков вынимали лучшие наряды, готовили самые вкусные блюда для гостей. Все согласно пословице: «Лучшую одежду носи сам, лучшую еду подай гостю», подчеркивают в агентстве.»Гуляли широко и весело, ведь чем богаче отпразднуешь, тем тучнее будет урожай. Поэтому столы ломились от изысканных блюд», — добавляют эксперты.На столе — все самое вкусноеИз отары выбирали самых упитанных баранов, резали их — праздничный стол без мяса нельзя представить. Традиционные блюда — борцоки из пресного теста, обжаренные в бараньем жире, которые по случаю праздника делают разной формы.
Калмыцкий чай© Getty Images / Alman NarmaevaВечером накануне Цаган Сар ставят дееж — приношение богам. Обязательно надо положить три целвг (лепешки), борцок, конфеты, печенье. Зажигают лампадку, перебирают четки, потому что последний день зимы по лунному календарю — время молитв и очищения. Дееж семья съест через три дня, чужим давать не положено.В первый день весны женщины варят калмыцкий чай, который должен быть особенно ароматным и вкусным, поэтому молока, масла, мускатного ореха не жалеют, говорит Александр Базыров.
Праздничный молебен об очищении души в читинском дацане "Дамба Брайбунлинг".
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк
Место для хий-морин на территории дацана "Римпоче-Багша" в Улан-Удэ.
© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанк
Верующий на территории читинского дацана "Дамба Брайбунлинг" перед проведением очищающего ритуала Дугжууба.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк
Верующая на территории буддийского монастыря "Тубтен Шедруб Линг".
© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в медиабанк1.
Праздничный молебен об очищении души в читинском дацане "Дамба Брайбунлинг".
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк 2.
Место для хий-морин на территории дацана "Римпоче-Багша" в Улан-Удэ.
© РИА Новости / Алексей ДаничевПерейти в медиабанк 3.
Верующий на территории читинского дацана "Дамба Брайбунлинг" перед проведением очищающего ритуала Дугжууба.
© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанк 4.
Верующая на территории буддийского монастыря "Тубтен Шедруб Линг".
© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в медиабанкРодители поздравляют детей с праздником, целуя в правую щечку и приговаривая: «Будь счастлив, живи долго, а в следующем году я поцелую тебя в левую щечку». Через год все повторяется. Этот ритуал — цагалгн — заставлял детей жить в радостном ожидании нового праздника, а счастливые дети реже болеют.После исполнения обрядов семья садилась пить чай. Старший в роду должен был произнести йорял, поздравляя всех с Цаган Сар, пожелать родным счастья, здоровья и долгих лет жизни. Затем — поход по гостям (к родителям — обязательно) и застолья.
Утренний молебен и обряд преподношения белой пищи в буддийском комплексе «Юндэн Шодон»© РИА Новости / Евгений ЕпанчинцевПерейти в медиабанкВернуться на главную
Источник: ria.ru